Арцах, село Чартар, Мартуни, год примерно 1880. В семье Агаджана Агаджаняна ждали появления на свет мальчика. Хозяин семейства сел на лошадь и по скакал в Агдам. Старики села посоветовали ему, чтобы новорожденного мальчика первым взял на руки и дал имя мусульманин. Потому что до этого все мальчики вскоре после своего рождения умирали.
Сказано сделано. В самом Агдаме ему по встречался мужчина. Агаджан тут же достал кинжал и приказал ему сесть на лошадь, или случиться не поправимое. Тот заявил, что он мулла, что как ты смеешь. Не помогло. Агаджану было все равно кто он. Посадил его на коня и привез домой.
Мулла сделал то, что ему сказали. Первым взял мальчика на руки и дал ему имя Аллахверди. (Богом данный)
Жена Агаджана была из села Гиши. Отец ее был греком. Приехал в Арцах строить мост. Увидел красивую девушку. Сразу влюбился. Пришлось ему стать армянином. А также единственным наследником. У будущих родственников не было сыновей, только 7 девочек.
Их сын Аллахверди жил очень богато. Трижды при СССР отправляли в сылку. Дважды, примерно 1922 и 1932 годах, откупался золотыми 13-ти рублевыми, николаевскими червонцами. Третий раз в 1937 году, забрали окончательно.
Когда жена в последний раз спросила его, что на кого ты нас оставляешь? Он своими огромными руками трижды высыпал на стол золотые червонцы.
Интересно еще то, что колхоз у них землю не забирал. Якобы его боялись. Он был участником войны с турками. На спине остался шрам от турецкой сабли. Думали вернется и накажет их всех.
После него остался семи зарядный Наган и 18 патронов к нему. Кожаный мешочек с золотом. Штык - нож, который сохранился до сих пор.
P.S. Рассказали сегодня
Comments
Во время обмена пленными происходили удивительные события. Однажды командир одного из батальонов самообороны, национальный герой Азербайджана Аллахверди Багиров, обнял одного из пленных армян. И прямо в камеру сказал, что «мы много лет играли в футбол за одну команду». Когда настало время обмена, армянский солдат сказал Аллахверди, что он очень надеется больше не оказаться с ним по разные стороны фронта. Был другой интересный случай, тоже отснятый мною. После успешных переговоров стороны решили обменять по одному пленному. Одновременно отпустили пленных, и те шли навстречу друг другу в нейтральной зоне. Оба были сильно избиты, их лица были в крови. Встретившись, они обняли друг друга и стали плакать. Представьте, как это сцена подействовала на меня как журналиста. Но в то время я не стал писать об этом, так как была явная угроза быть непонятым. Вообще, в этой войне было много таких моментов. Ведь Агдам и Степанакерт — соседние районы. И долгие годы между азербайджанцами Агдама и армянами Степанакерта поддерживались дружеские отношения. Часто бывало так, что те, кто утром стрелял друг в друга, вечером по рации спрашивал, все ли в порядке дома, в семье и т.д.
Когда упомянутый комбат Аллахверди Багиров погиб, подорвавшись на мине, командир Аскеранского батальона Виталик связался с нашими воинами по рации и спросил, действительно ли погиб Аллахверди. Когда услышал, что это правда, очень расстроился и обругал наших солдат: «Как же вы не уберегли такого человека?»
http://www.library.cjes.ru/online/?a=co
Жаль что эти отношения в прошлом
Что касается вашего комментария замечу - это была война. Всякое бывает. Не все так однозначно. У меня еще много в запасе эпизодов касающегося этого конфликта. Есть 2 свадебных фото самой первой жертвы. Жителя Аскерана. Он такой красивый был на своей свадьбе.
Я знаю как погибло два моих родственника. Совсем молодых неженатых ребят. Они не были одеты в военную форму. Погибли, потому что армяне...Как один ваш военнопленный воспользовался доверием и убил своих сопровождающих. А потом спокойно переехал на грузовике через линию фронта. На вашем телевидении его выставили этаким героем... Понятное дело и я и Вы об этом можем писать бесконечно. Каждый останется при своем.
И еще замечу, что я был когда то "голубем мира". Но после того, как пообщался с вашими в интернете. Глядя что они вытворяют, понял одно. Ваши не остановятся. Им глубоко насрать на грузинских соотечественников и на сев. Иран. При одном упоминании слова армянин происходит дикая реакция.
Короче много чего. Заносит меня и мысль теряется.
К сожалению с Вами мы враги. По крайней мере так думает каждый первый азербайджанец живущий в когда то Азербайджанской ССР.
Я далеко не "голубь мира". Но выше приведённые слова меня удручают.
Спасибо за комплимент. Правда я так не думаю.
К сожалению, человек рассказавший эту историю, нас уже покинул. Но есть еще другие. Село Гюзы-Чартар входит в большой Чартар. Возможно, есть какая-то связь между этими историями. Постараюсь узнать по больше и вам ответить. С уважением к Вам