суббота, 8 апреля 2017 г.

В небе над Грозным

Фото Грозный
"Возможно, свой город, как и свою семью, мы любим потому, что у нас нет другого выбора"
            Орхан Памук

Часть первая
Предисловие к этой записи

Фотография была сделана в свободном падении, в конце мая 1988 года. Сборная СССР в небе над еще мирным городом. В этом же году наши спортсмены будут выступать на Олимпиаде в Сеуле, где завоюют медали для нашей страны. А город, совсем скоро, подвергнется тотальному разрушению.

На снимке небольшая часть Старопромысловского района города. Западная, или правильнее, северо-западная его часть. Часть "Соединенных Штатов Катаямы"(СШК) с садами, и вся "Ташкала".
Моя родная школа №54, школы №61, №55, стадион школы №11 (сама школа закрыта корпусом спортсмена), ПТУ №11 (Помогите Тупому Учиться). Дом престарелых на Бородинской улице. Гаражи и сады на Карпинском кургане. Автобусные остановки "Нефтянка", "Березка", "Магазин", "Почта", "Ташкала".

Наша знаменитая сиреневая аллея (алейка), по которой меня в детстве водили наверх в садик №37  (он совсем чуть-чуть не попал в кадр), а зимой мы катались на санках. Летний кинотеатр "Восток" (последняя его директриса, персианка З.Санамьянц). Кинотеатр "Радуга" не виден за руками. Стартовый лагерь парашютистов. Отмеченная взлетная полоса для АН-2. Старопромысловское шоссе, самое длинное в городе. И многое, многое другое...

P.S. Фотошопить не стал. Сделал её только более черно-белой, так как со временем она слегка кое-где пожелтела.

P.P.S От 15 февраля. Я не знал, что на Кольцова у Ташкалинского сквера жил президент Ичкерии Аслан Масхадов.  А на Березке, внизу, президент Ингушетии Руслан Аушев. Хочется, чтобы  их дома не были закрыты нашими спортсменами

Май 1989 года.  г.Грозный, сборная СССР

Май 1989 года. г.Грозный, сборная СССР


Комментарии

( 49 комментариев — Оставить комментарий )
iskander288 (78.92.98.99) 
5 фев, 2012 14:11 (местное)
супер фото и пост))
makuns (46.45.209.207) 
5 фев, 2012 14:26 (местное)
Пост не знаю, но фотография - да!

Я еще напишу, какие события пережила эта фотография. Удивительно, что она, вообще дожила до этих дней
iskander288 (78.92.98.99) 
5 фев, 2012 14:31 (местное)
у тебя хоть дожила)))а что директриса правда персиянка была?
Там Балаянцы с тобой рядом не жили?
makuns (46.45.209.207) 
5 фев, 2012 14:38 (местное)
Да она замужем за армянином была. Здесь немного писал про ее старшую дочку http://makuns.livejournal.com/10275.html

Балаянцы, может жили, но это у брата или отца спрашивать надо. Отец точно знать будет. Спрошу позднее
chet_nik (46.29.238.154) 
5 фев, 2012 14:39 (местное)
Вот это кадр!
Такая чёткость и детализация!
От 1-ой до 9-ой Линии...
Берёзка, Нефтянка, Карпинка, Старопромысловское шоссе!..
Спасибо за память!
Заберу к себе!..
chet_nik (46.29.238.154) 
5 фев, 2012 14:44 (местное)
Присмотрелся...
Даже 10-ая и часть 11-ой Линии есть...
makuns (46.45.209.207) 
5 фев, 2012 14:47 (местное)
До 10 линии и чуть 11-ой
Еще бы, это же сборная СССР. У них все было, а на земле телевизор записывающий стоял, по которому они в прямом эфире наблюдали за действиями своих спортсменов, когда они летели в свободном падении. А у нас обычная, мощная труба ТЗК

Edited at 2012-02-05 14:48 (local)
chet_nik (46.29.238.154) 
5 фев, 2012 14:57 (местное)
Вот какая специфика...
А поле Ташкалинское - да, лучшее в Европе.
Было, есть и будет!
makuns (46.45.209.207) 
5 фев, 2012 15:01 (местное)
Мы назывались ЦПАК ДОСААФ, т.е. Центральный Парашютный Аэроклуб. Главней нас не было, а поле в черте города
chet_nik (46.29.238.154) 
5 фев, 2012 17:32 (местное)
Ну так, грозненский ЦПАК(!) он у меня давненько в тегах: с августа 2010.
pingback_bot 
5 фев, 2012 14:55 (местное)
return to... (43) часть вторая...
User chet_nik referenced to your post from return to... (43) часть вторая... saying: [...] не стал. Сделал её только более черно-белой, так как со временем она слегка кое-где пожелтела.(С [...]
village_fool (46.162.192.69) 
5 фев, 2012 14:57 (местное)
Любить то, чего нет уже.
Ну у Памука выбора нету, а у Вас ведь и города того нету.
makuns (46.45.209.207) 
5 фев, 2012 15:06 (местное)
Re: Любить то, чего нет уже.
В предисловии к этой записи я уже писал, что никакой ностальгии нет. Скорее это подарок для бывших грозненцев, которые до сих пор любят этот город. Поверьте, таких еще очень много. Соответственно и эпиграф. К тому же я уважаю турка, который открыто говорит о том, что геноцид армян 1915 года был
village_fool (46.162.192.69) 
5 фев, 2012 15:11 (местное)
Да и в ностальгии ведь нет ничего преступного
Нет нет, не поймите мою реакцию, как осуждение. Наоборот, это так часто встречается среди армян, и так естественно. Любить то, чего нет больше. Грозный, Баку, Кировабад... Города, частью которых были мы и любили их именно такими. А теперь они без нас и мы любим то, чего нету уже.
makuns (46.45.209.207) 
5 фев, 2012 15:20 (местное)
Re: Да и в ностальгии ведь нет ничего преступного
Как бы то ни было, но армяне Грозного хоть и любят тот город, а точнее людей того города, прекрасно понимают, что там мы были людьми 2-го сорта. Впрочем также, как теперь в России и далее везде.
А бакинцев я понять не смогу никогда. Их любовь зашкаливает. Что-то не понятное.
village_fool (46.162.192.69) 
5 фев, 2012 15:34 (местное)
Свое - правильное :)
И бакинцы бывают разные, я знал бакинца, погибшего в Карабахе в войну, знаю многих воевавших. Знаю свой город (Баку) ненавидящих, не желающих о нем слышать вообще. Есть и любящие, ностальгирующие, но это сильно зависит от поколения. Отсюда, из Армении, взгляд может быть другой совершенно. Вы ведь небось в России живете? А бакинцы там могут быть сильно не такие, как здесь.

И это только одно из объяснений. Может быть и другое, связанное с разницей армянского Грозного и армянского Баку. И наверное еще какие-то :)
makuns (46.45.209.207) 
5 фев, 2012 20:42 (местное)
Re: Свое - правильное :)
Я на стороне тех, которые не хотят слышать о городах типа Баку. А вот кое-кто открывает здесь рестораны с названиями "Старый Баку", "Новый Баку", "Бакинский дворик" и другие. Многие играют там армянские свадьбы. А таким как я приходиться на них присутствовать
village_fool (46.162.192.69) 
5 фев, 2012 21:28 (местное)
Да, понятно.
Они видимо воспринимают Баку, как часть своей жизни, как армянский город, как город своей молодости. Ничего, это пройдет с поколениями. Сколько таких городов умерло.
(Удалённый комментарий)
makuns (46.45.209.207) 
5 фев, 2012 20:05 (местное)
Да!
13lad (95.221.10.195) 
5 фев, 2012 18:08 (местное)
Мне очень не нравится выражение "нет выбора" во фразе Памука. Когда речь идёт о моей семье и моих родных местах мне не требуется никакого выбора.

Видимо, даже самый хороший и правильный турок никогда не поймёт самого плохого и неправильного армянина...
makuns (46.45.209.207) 
5 фев, 2012 20:05 (местное)
Он же сомневается. Там есть еще такое слово как "возможно"
13lad (95.221.10.195) 
5 фев, 2012 20:35 (местное)
Так речь и об этом тоже. У меня просто нет ни малейшего повода ни для "выбора", ни для "сомнений".
makuns (46.45.209.207) 
5 фев, 2012 20:49 (местное)
Как было бы хорошо, если бы все армяне так думали.
13lad (95.221.10.195) 
5 фев, 2012 21:07 (местное)
Честно говоря, ты меня озадачил. Лично я не вижу в своей позиции ничего "героического". Это просто кардинальное отличие психологии оседлого жителя от психологии кочевника, и линии раздела "армянин/неармянин" тут нет вовсе.

Я говорю лишь о том, что мои родители, моё место рождения и национальность - это составляющие части моей личности, заложенные в меня при рождении. Это ни плохо, ни хорошо, это факт. Но здесь нет места ни выбору, ни сомнениям. Просто если бы я родился в другой семье/местности, я был другим человеком. И всё.

Но, может, ты имеешь в виду нечто другое?
makuns (46.45.209.207) 
5 фев, 2012 21:37 (местное)
Ответ как запись в ЖЖ. Четко и ясно.

Я имел ввиду то, что написал. Я тоже не знаю хорошо это или плохо. (Чем больше живу, тем больше размываются эти понятия). Я родился и вырос в Грозном. Закончил там университет. Там же сформировалось мое самосознание. Много-чего еще там было. Любить мне этот город? Или не любить? Или любить другой город? Любить Армению не живя в ней? Но ведь многие скажут, что это будет фальшивая любовь. И ведь не поспоришь. Любой аргумент сломается.

Так как мне быть?
"Просто если бы я родился в другой семье/местности, я был бы другим человеком. И всё".
Я буду таким, какой я есть. Хорошо или плохо - не знаю.
13lad (95.221.10.195) 
5 фев, 2012 22:33 (местное)
Мне очень сложно что-либо ответить тебе. Я бы не хотел никому навязывать свои представления о предметах обсуждения.
Но одну вещь всё же отмечу. Обрати внимание - я написал так: "Это ни плохо, ни хорошо, это факт."
А ты написал: "Я тоже не знаю хорошо это или плохо."

Но я не ставлю такой вопрос вообще, я никак не квалифицирую это обстоятельство, а просто принимаю его, как должное (факт).
13lad (95.221.10.195) 
5 фев, 2012 22:48 (местное)
Добавлю ещё одно. Ты написал:"Я буду таким, какой я есть."

Ты не БУДЕШЬ, ты УЖЕ такой, какой есть. И я. И все вокруг. Это не твой/мой выбор (буду - не буду), это условие твоего/моего существования.
makuns (46.45.209.207) 
6 фев, 2012 13:26 (местное)
Все правильно, со всем согласен. Никаких расхождений между нами не вижу
13lad (95.221.10.193) 
6 фев, 2012 13:32 (местное)
Спасибо.
stanislaw10 (178.19.254.3) 
5 фев, 2012 18:14 (местное)
Здравствуйте! Я интересуюсь Грозным.
Подскажите, пожалуйста, как долго существовал аэропорт в Старопромысловском районе?
makuns (46.45.209.207) 
5 фев, 2012 20:09 (местное)
Я обязательно спрошу об этом у отца и у родни. Если что будет - отвечу. А сам ничего не знаю, к сожалению
stanislaw10 (178.19.254.3) 
5 фев, 2012 20:20 (местное)
ок, буду ждать... просто увидел у Вас тут про "полосу для Ан-2", думал, Вы знаете...

Интересно, что сделали с этим аэропортом, когда открыли аэропорт "Северный" в 1977 году. Он продолжил существовать, был разрушен, застроен?
makuns (46.45.209.207) 
5 фев, 2012 20:34 (местное)
Нет, тот аэропорт, вроде, не закрыли. Кажется, там вертолеты садились.
А на моей фотографии видна разметка взлетной полосы аэродрома спортивного аэроклуба ЦПАК. Это немного другое. У нас только АН-2 и вертолеты сборной СССР И РСФСР садились
stanislaw10 (178.19.254.3) 
5 фев, 2012 22:22 (местное)
хм, я ещё больше запутался) я думал, что старый аэропорт и стал потом аэродромом для аэроклуба... получается, это разные вещи???

не могли бы Вы тогда подробно описать, где находились "старый" аэропорт в Старопромысловском районе и где аэродром аэроклуба?? какие рядом улицы были?
а что стало с аэродомом аэроклуба? что там сейчас?
makuns (46.45.209.207) 
10 фев, 2012 21:18 (местное)
Даю ссылки: http://www.esosedi.ru/onmap/ul_zhigulevskaya_d_7_moy_rodnoy_dom_hizir/7362699/index.html#lat=43358490&lng=45673406&z=14&mt=1&v=0

скришоты: круг слева - аэродром аэроклуба. Круг справа - старый аэродром. Стрелка направлена в сторону нового аэропорта
http://fastpic.ru/session/2012/0210/TH1bVFsXLZ.html

Думаю, что разберетесь. И еще, вы в Грозном были? Спрашиваю, потому что как я понял, вы из Петрозаводска. А к нам студенты приезжали оттуда в трудовой лагерь в совхоз Аргунский. Это как раз рядом с новым аэропортом.
stanislaw10 (178.19.255.3) 
14 фев, 2012 12:14 (местное)
спасибо) теперь более-менее понятно))))) да, я из Петрозаводска, в Грозном бываю регулярно начиная с 2007 года.

Вы не в курсе, что там сейчас? они (аэродром и старый аэропорт), получается, до начала войны точно функционировали?
makuns (46.45.209.207) 
15 фев, 2012 18:39 (местное)
Старый не функционировал. А аэродром ЦПАКа до тех пор пока было финансирование из России. На сколько помню в 1992 году оно прекратилось. Вертолеты уже имели символику Ичкерии а летать продолжали на российские деньги.
Как-то само собой все заглохло.

Сейчас два энтузиаста в лице летчика Абдуллы и инструктора по парашютным прыжкам Эсет Алиевны Махаури, пытаются что-то восстановить
aidatiflis7 (71.76.149.240) 
5 фев, 2012 20:08 (местное)
Снимок П О Т Р Я С А Ю Щ И Й !!!
У меня своя тоска по этому поводу... меня в последний момент к прыжкам не допустили, сердце подвело. Верите, всю жизнь с завистью смотрю на тех, кому удалось прыгнуть. Вот и вам сейчас позавидовала, но с восхищением! )
makuns (46.45.209.207) 
5 фев, 2012 20:26 (местное)
Вы представляете, что меня на мой первый прыжок не допустили из-за небольшого синяка под глазом. Все друзья прыгнули, а я - нет. Какая трагедия была тогда

А когда девочки прыгали впервые, это что-то. И крики и визг. И потери сознания. Но все дело в том, что парашют у перворазников откроется в любом случае

А когда я прыгал впервые, то у рядом сидящего со мной началась рвота. Он со стыда на себе все размазал. Чтобы ни кто не увидел
aidatiflis7 (71.76.149.240) 
5 фев, 2012 21:16 (местное)
))) Меня тогда тоже предупреждали, что первый раз всё достаточно не просто. Я помню, как нервничала, всякие жуткие картины себе рисовала, а потом подумала, что всё равно стоит прыгнуть. Характер всегда был ишачий.)
makuns (46.45.209.207) 
5 фев, 2012 21:50 (местное)
В воздухе перепады давления. Плюс, при открытии парашюта происходит так называемый динамический удар. Многие девочки, как писал выше, теряют при этом сознание. Так что не надо ни о чем жалеть. Значит так надо было.

После того, как за весь день напрыгаешься, мозги, вообще, соображать перестают. Это так
aidatiflis7 (71.76.149.240) 
5 фев, 2012 22:48 (местное)
Всё знаю!))) Жалеть уже, действительно, поздно. Остается утешать себя тем, что, наверное, так и надо было. )
И всё же я бы хотела прыгнуть. )))
dewash (91.215.220.164) 
19 фев, 2012 02:14 (местное)
эксклюзивно!
(Анонимно) (95.55.18.32) 
3 мар, 2012 16:59 (местное)
Skyment
Вот тут МОРЕ этих фотографий: http://ru6uo.narod.ru/My_page/Yaskov/Yaskov.html
makuns (46.45.209.207) 
3 мар, 2012 17:26 (местное)
Re: Skyment
Кстати, ссылка ведет на Яськова Сергея Васильевича. Эта фотография оказалась у меня благодаря ему. Хочу посвятить этому отдельный пост.
А вот здесь http://ru6uo.narod.ru/My_page/Yaskov/Group/Group.html я стою третий справа. На этой фотографии многих помню по именам и фамилиям
ol_pilot (95.153.172.17) 
21 мар, 2012 22:15 (местное)
Спасибо, что не забываете мой сайт http://ru6uo.narod.ru/ я кстате недавно добавил немного Грозненских фотографий сюда http://ru6uo.narod.ru/My_page/My_life/PhotoMyLife.html , как выберу время сделаю у себя на сайте отдельный фото альбом про современный Грозный, ну и естественно об востановлении аэроклуба. В 2013 году, кстате, в Грозном должен будет пройти Чемпионат мира и Кубок европы по классическому парашютизму. Так же переодически выкладываю фото в однокласниках. Заходите, смотрите...
makuns (46.45.209.207) 
22 мар, 2012 22:06 (местное)
Сайты хорошие, заходить буду всегда.
Все те фото с датами и подписями, что я выложу позднее, можете забирать себе. Все фотографии будут в том разрешении, в каких они у меня на компьютере.
Плохо, что вам высылают фотографии в сжатом виде. Ну или хотя бы через разные фото ресурсы, которых сейчас пруд-пруди.

P.S.Хотел вас зафрендить, но вы ничего не пишете, извините
(Анонимно) 
8 апр, 2015 15:25 (местное)
fotka
пожалуйста на фотке нарисуйте стрелки.чтоб понятнее было где-что
(Анонимно) 
22 ноя, 2016 02:40 (местное)
essay-zone.com
Там же как я понял, коли туп то диплома не видать Почему? Видать Только диплом будет соответствующий, и ни о каких 100к в год речи идти не будет даже близко

Комментариев нет:

Отправить комментарий